Все тайное становится явным
Недавно услышала эту фразу от своей одногруппницы, когда мы на учебе работали с семейными установками. И впервые посмотрела на нее под другим углом.
Я сейчас напишу свое видение и сразу предупрежу, что это только мое ощущение.
В общем, мне послышалась в этой фразе угроза, как будто возможность проникновения в жизнь и мысли ребенка и возможность всемогущего контроля над ним. Для чистоты эксперимента провела опрос среди своих подписчиков. Спросила, от кого они впервые услышали эту фразу. Ответы поделились практически ровно: либо от мамы, либо из книги Драгунского “Денискины рассказы”. Перечитала Драгунского, кстати, вам тоже советую. И там, конечно же, про классику советского воспитания и (хочется смягчить и написать “немножечко”, но нифига не немножечко) про насилие. Про насилие, манипуляции и шантаж.
Конечно, мне, как частично советскому ребенку, эти рассказы в детстве очень нравились и я в них никакого насилия не видела. Да и фразу эту - “все тайное становится явным” - воспринимала как должное. А вот сейчас не воспринимаю. Сейчас вижу, что с помощью этой фразы очень просто запугать ребенка и заставить его всегда и во всем быть открытым с родителями. Но это же невозможно. Это же покушение на личную жизнь, на интимное, на что-то, что только твое и твоим должно остаться, на твою самость.
Ну и потом, если бы эта фраза работала, то в мире не было бы столько нераскрытых преступлений, пропавших без вести и прочего такого.
Конечно, очень удобно внушить ребенку, что все тайное становится явным. И тем самым контролировать его мысли и поведение. Но мне кажется, что предостеречь от плохих поступков можно более гуманными фразами, не претендующими на вмешательство в тайну, в личное, не затрагивающими самость другого человека. А любой ребенок, хоть он и ваш, но все равно другой человек, отдельная личность. Это я не только вам, но и себе напоминаю.
Кстати, я все ещё предлагаю поработать с вашими семейными установками в рамках психотерапевтической сессии. Если интересно - пишите.